Версия для печати

Начинающему бухгалтеру

Транспортный налог: три сложных ситуации

Казалось бы, с транспортным налогом все достаточно просто: есть машина – платишь, нет машины – не платишь. Да и сумма налога определяется простым умножением. Однако и тут возникают сложности, и дело даже доходит до судов.
Машина списана или ее нельзя использовать
Пожалуй, самый частый предмет для споров по поводу транспортного налога – это сам факт наличия у организации автомобиля. Дело в том, что по Налоговому кодексу обязанность уплачивать этот налог связана не только с фактом владения автомобилем, но и с фактом его регистрации в органах ГИБДД-ГАИ. Из-за сочетания факта владения с фактом регистрации и возникает множество различных ситуаций, вызывающих трудности.
Например, надо ли платить налог, если машина была изъята у налогоплательщика в рамках внесудебных процедур (например, по решению следователя или инспектора ГАИ) и помещена на так называемую штраф-стоянку? Или если автомобиль находится на экспертизе или вовсе списан с баланса и передан третьим лицам?
Во всех этих случаях ответ будет одинаковым – да, налог надо платить до тех пор, пока по данным ГАИ автомобиль продолжает числиться за организацией. Пока машина не снята с учета, организация остается плательщиком транспортного налога. При этом суды не принимают во внимание следующие доводы:
- о том, что автомобиль был изъят органами следствия (определение Конституционного Суда РФ от 29.09.11 № 1267-О-О);
- о том, что автомобиль списан с баланса и реально не используется (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.05.10 № А38-2593/2009);
- о том, что налогоплательщик больше не владеет автомобилем (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.09.11 по делу № А56-19155/2010).
И уж, конечно, судьи не поддерживают тех налогоплательщиков, которые заявляют, что были лишены возможности использовать транспортное средство, но причин такой «невозможности» не называют (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.11 № А27-17360/2010).
Машины больше не существует
Однако в озвученном выше подходе судов – ориентироваться исключительно на факт регистрации автомобиля в органах ГАИ – бывают и исключения. Они  касаются ситуаций, когда автомобиля, на который инспекция требует начислить налог, в действительности больше не существует (например, он утилизован). Тот факт, что машины как таковой нет, дает основание утверждать, что нет самого объекта налогообложения. Ведь в статье 358 НК РФ говорится о том, что объектом налогообложения является именно автомобиль (который становится объектом  налогообложения только после регистрации в ГАИ).
Проще говоря, в связке: автомобиль+регистрация=налог автомобиль все же первичен. Поскольку если его нет, то и регистрировать нечего. Именно такой логики придерживаются суды, указывая, что раз автомобиля как такового больше не существует, то не может быть и объекта налогообложения. Даже если машина не снята с учета в ГАИ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.05.10 № А38-2593/2009).
Замена номерных знаков
Представим, что во время эксплуатации автомобиля теряется или по какой-то другой причине пропадает один из номерных знаков. По правилам в таком случае нельзя изготовить только один номерной знак – необходимо перерегистрировать автомобиль, получив новые номерные знаки и новые документы о регистрации. Процедура эта несложная, и проблему вполне можно решить за один день.
А вот с налоговой точки зрения такая смена номеров влечет большие проблемы. Ведь, как мы помним, для налоговых целей важен факт регистрации автомобиля в ГАИ. Соответственно, раз при смене номеров происходит новая регистрация, то эти сведения попадут в налоговую инспекцию. И данные об автомобиле «задвоятся». Давайте разберемся, чем это грозит налогоплательщику.
В Налоговом кодексе есть специальные положения о том, как уплачивать налог в случае снятия автомобиля с учета или постановки на учет в течение года. Согласно пункту 3 статьи 362 НК РФ в этой ситуации сумма налога рассчитывается с учетом особого коэффициента. А коэффициент этот определяется «как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде».
Обратите внимание на выделенные курсивом слова. Речь в НК РФ идет не об абстрактном транспортном средстве, а о вполне конкретном – «данном». В случае с заменой номерных знаков это означает, что «данное транспортное средство» как было зарегистрировано на налогоплательщика в течение 12 полных месяцев на протяжении года, так и остается. А значит, коэффициент будет равен 12/12 или единице.
Проще говоря, если следовать букве закона, сумма налога в результате перерегистрации не изменится. Однако проблемы возникнут при заполнении декларации по транспортному налогу.
Дело в том, что она устроена следующим образом – каждая строка отведена под отдельный автомобиль. При этом указываются данные, характеризующие этот автомобиль (в том числе, ВИН и номерной знак), а затем указывается период владения. В нашем случае номера у одного и того же автомобиля в течение года изменились, поэтому придется задействовать две строчки. Естественно, что ВИН в обеих строках будет одинаковый, а номера разные. А вот как в таком случае заполнять графы, посвященные периоду владения – не ясно. Если указать «по-честному», то месяц, в котором произошла перерегистрация, «задвоится» и это автоматически повлечет увеличение суммы налога. А если указать периоды так, чтобы сумма не увеличивалась, то данные в декларации не сойдутся с данными, поступившими в налоговую инспекцию из ГАИ. В любом случае налогоплательщику грозит как минимум написание пояснений по декларации.
Ситуация осложняется еще и тем, что во многих бухгалтерских программах учет транспортных средств построен именно на их номерных знаках. Получается, что и в этой программе автомобиль «раздвоится».
Единственный безрисковый выход из этой ситуации – предугадать ее заранее и разнести снятие с учета и постановку на учет на разные месяцы. Особенно этот совет актуален, если пропажа номера произошла в последней декаде месяца. Тут уж точно проще подождать и потратить чуть больше времени на две поездки в ГАИ, чем потом тратить время на долгие объяснения с инспекцией.
Информация предоставлена БухОнлайн.ру

Назад Далее