Версия для печати

Начинающему бухгалтеру

Новая фирма: создать или «купить»?

Каждый, кто сталкивался с регистрацией новой организации, знает, что дело это достаточно хлопотное. Особенно, если делаешь все в первый раз и постоянно наталкиваешься на различные подводные камни. Поэтому-то и оказывается столь желанным альтернативный вариант — прийти в этакий «магазин фирм» и за чашкой кофе объяснить «продавцу», какая именно организация нужна, заплатить деньги и забрать «покупку». То есть готовую, зарегистрированную везде, где нужно, компанию, с юридическим адресом, печатью и счетом в банке. И такие услуги действительно предлагаются. Но насколько безопасен этот вариант? Давайте разберемся.
Вводная информация
Не будем долго сохранять интригу, скажем сразу: покупка готовой организации — дело достаточно рискованное. Причем практически все эти риски связаны с возможной непорядочностью тех, кто фирму создавал и продавал. Поэтому первое правило, если уж решено приобрести готовую организацию: не пользоваться услугами непроверенных продавцов. Это значительно снизит риски.
Но, к сожалению, до конца их не устранит. Поэтому при решении вопроса о покупке нужно взвесить все «за» и «против». Сделать это можно, зная все возможные неприятности, которыми может обернуться покупка готовой фирмы. Мы выделили четыре группы возможных рисков — налоговые, организационные, денежные и временны?е. Остановимся на каждой из групп подробнее.
Налоговые риски
Думается, отдельно пояснять, что такое налоговые риски не стоит — речь тут идет о всевозможных неприятностях, которые купленная фирма могла иметь с налоговой инспекцией еще до продажи. Конечно, некоторые обстоятельства нетрудно выяснить непосредственно при покупке, поскольку они подтверждаются документами. Например, фирма, зарегистрированная в прошлом квартале или ранее, и не ведущая деятельности, должна была сдать пустую отчетность. Следовательно, продавец должен предоставить вам документы, подтверждающие выполнение этой обязанности за все предыдущие отчетные периоды (копии с отметкой налогового органа о принятии, почтовые квитанции, документы, подтверждающие пересылку отчетности по ТКС).
Мы бы рекомендовали привлечь к проверке таких документов грамотного бухгалтера, который заранее подготовил бы ведомость тех документов, которые фирма должна была передать госорганам за время своей «предыдущей жизни». И по этой ведомости провести сверку. Ведь если вы что-либо упустите, то просрочка подачи в налоговую инспекцию бухгалтерской и (или) налоговой отчетности будет теперь уже у вашей фирмы. Эта просрочка послужит основанием для привлечения к налоговой ответственности и даже для приостановления операций по счетам. Все эти неприятности наступят теперь для уже вашего юридического лица, и деньги придется платить именно вам. Так, согласно статье 119 Налогового кодекса непредставление в установленный срок декларации по налогам влечет штраф, минимальный размер которого равен 1000 рублям. А за просрочку подачи расчета по налогу статья 126 Налогового кодекса предусматривает штраф 200 рублей за каждый документ, который не подали вовремя.
Однако штрафы за несданную отчетность — не единственный налоговый риск. Если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то нужно дополнительно проверять факт подачи заявления о переходе на этот спецрежим. Ведь согласно пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса вновь созданные организации, желающие перейти на «упрощенку» с момента создания, должны подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию в течение пяти дней с даты постановки на учет, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. После этого действует уже общий порядок перехода на «упрощенку» — с 1 января следующего года по заявлению, поданному в период с 1 октября по 30 ноября текущего года. Также не забудьте проверить, что в заявлении был указан именно тот объект налогообложения, который вам нужен. Ведь поменять его можно будет только с начала года.
Организационные риски
Перейдем к следующей категории рисков — организационным. Под ними мы понимаем различные виды нарушений и погрешностей, которые могли быть допущены продавцами при создании фирмы. Тут надо помнить, что в соответствии с порядком государственной регистрации юридических лиц налоговые органы не обязаны проверять правильность уставных документов и выполнение всех необходимых дорегистрационных процедур. Если же такие нарушения были допущены, то организацию можно ликвидировать в судебном порядке. Причем даже в том случае, когда с момента ее создания прошло уже немало времени.
Пожалуй, самыми частыми разновидностями таких нарушений, являются внесение в уставный капитал несуществующего имущества и регистрация организации по «липовому» или «плохому» юридическому адресу.
Какие проблемы может создать «плохой» адрес, наверное, знает большинство бухгалтеров — это и сложности с зачетом НДС, и проблемы при проверках, и осложнения во взаимоотношениях с контрагентами и банками (подробнее о юридическом адресе см. «Прописка» для организации: как решить проблему юридического адреса»). А вот чем грозит «воздух» в уставном капитале, известно не всем. Тем не менее, это также может создать проблемы. Ведь в таком случае одновременно с покупкой долей (акций) организации такое имущество надо будет выявить, списать и заменить вашим собственным. Но даже если эти операции будут произведены своевременно, сохранится опасность того, что регистрация фирмы, созданной с нарушением закона, будет признана судом недействительной.
Денежные риски
Но все же самым серьезным минусом покупки готовой организации является тот факт, что фирма может быть обременена серьезными долгами. Причем, в отличие от всех предыдущих рисков, возможности со стопроцентной уверенностью выявить и устранить этот риск не существует, так как нет реальных механизмов проверки всех обязательств покупаемой фирмы перед контрагентами. Судите сами: печать покупаемой организации некоторое (зачастую весьма длительное) время находилась в руках неизвестных вам людей. Им ничего не стоило взять у кого-нибудь заем или заключить от имени фирмы какой-либо договор.
При этом вовсе не обязательно, что все подобные действия будут отражены в бухгалтерских или иных документах покупаемой организации. А если они и отражены, то не факт, что соответствующие документы вам покажут до продажи. Так что о том, сколько и каких договоров успело назаключать купленное вами юридическое лицо, вы с полной определенностью сможете узнать только тогда, когда контрагенты предъявят эти договоры к исполнению.
Риски потери времени
Наконец, при покупке фирмы даже у самых проверенных и честных людей нельзя забывать о рисках, связанных с потерей времени. Ведь после покупки фирмы надо будет менять состав участников юридического лица, выводя из них учредителей-продавцов. Вы ведь вряд ли согласитесь на то, чтоб какой-то незнакомый вам учредитель мог в любой момент назначить себя директором «вашей» организации, вмешаться в ее деятельность или вовсе присвоить ваши средства. А при изменении устава и выводе старых учредителей необходимо соблюдать корпоративные процедуры, что требует времени.
Кроме того, придется провести государственную регистрацию изменений в уставных документах. Причем поручать эту работу «продавцам» смысла не имеет, так как все равно придется перепроверять и самостоятельно запрашивать выписку из ЕГРЮЛ, чтобы быть уверенным в юридической чистоте изменений. Так что потратить время так или иначе, но придется. Равно как придется и пообщаться с регистрирующими органами.
Выводы
Подведем итог. С одной стороны, «покупка» фирмы, действительно, упрощает процесс и ускоряет его. Однако она ни в коей мере не исключает необходимости тщательного (наверное, даже более тщательного, нежели при самостоятельной регистрации) изучения всех документов юрлица и анализа его деятельности (получить сведения о «прошлой жизни» приобретаемой фирмы можно с помощью сервиса «Контур-Фокус»; подробнее см. «Теперь бухгалтер может вычислить проблемного контрагента за несколько секунд»). Также не отпадает необходимость посещения регистрирующих органов. Одновременно сохраняется ряд рисков, полностью исключить которые покупатель не в силе.
Поэтому, на наш взгляд, надежнее и выгоднее регистрировать собственную фирму. А если имеются свободные средства, потратить их лучше не на покупку готовой фирмы, а на услуги по сопровождению регистрации вашей фирмы «с нуля».
Информация предоставлена БухОнлайн.ру

Назад Далее