Версия для печати

Кодекс этики аудиторов

V. Кодекс

Статья 1. Честность и объективность
1.1. Под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность. В соответствии с принципом объективности все аудиторы должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов.
1.2. Аудиторы выполняют многочисленные функции и должны проявлять объективность как при проведении аудиторских проверок, так и при оказании сопутствующих аудиту услуг.
Независимо от вида предоставляемых услуг или занимаемой должности в своих профессиональных суждениях аудиторы обязаны быть честными и объективными.
1.3. Этические требования объективности возникают в разных ситуациях, и при их разрешении следует учитывать следующее:
1.3.1. аудиторы могут оказаться в ситуациях, когда на них может быть оказано давление, способное отрицательно повлиять на их объективность;
1.3.2. невозможно описать все ситуации, в которых может возникать такое давление, и дать предписания на все такие случаи. При установлении правил в ущерб объективности аудитора следует руководствоваться здравым смыслом;
1.3.3. следует избегать отношений, которые допускают предвзятость, пристрастность или влияние других лиц в ущерб объективности;
1.3.4. аудиторы обязаны требовать соблюдения принципа объективности от персонала, участвующего в предоставлении профессиональных услуг;
1.3.5. аудиторы не должны принимать или предлагать подарки или знаки гостеприимства, если можно разумно предположить, что они оказывают существенное и недопустимое влияние на их профессиональное суждение или лиц, с которыми они имеют дело. Понятие чрезмерного подарка или знака гостеприимства имеет разное толкование, и тем не менее аудиторам следует избегать ситуаций, способных скомпрометировать их профессиональную репутацию.

Статья 2. Разрешение этических конфликтов
2.1. Периодически аудиторы могут попадать в ситуации, при которых возникает конфликт интересов. Такие ситуации могут быть самого разного характера: от относительно тривиальных до совершения уголовно наказуемых деяний и незаконных действий. Невозможно даже пытаться составить полный перечень случаев, в которых может возникнуть конфликт интересов. Аудитор должен иметь это в виду и предвидеть возможность возникновения причин, приводящих к конфликту интересов. Расхождение мнений аудитора и другого лица само по себе не является этической проблемой. Однако в каждом конкретном случае заинтересованным сторонам следует анализировать все факты и обстоятельства.
2.2. К конфликту обязанностей аудитора с различными внешними или внутренними требованиями может привести целый ряд конкретных факторов. Например:
2.2.1. может возникнуть опасность давления со стороны непосредственного руководителя, менеджера или члена Совета директоров. Давление может оказываться и в рамках семейных или личных отношений. Безусловно, не следует развивать отношения или интересы, способные отрицательно влиять или ставить под угрозу честность аудитора;
2.2.2. к аудитору могут обратиться с просьбой действовать вразрез с правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
2.2.3. может возникнуть ситуация, в которой аудитору придется принимать решение в отношении того, должен ли он ориентироваться на интересы руководства или соблюдать установленные правила профессионального поведения;
2.2.4. конфликт может возникнуть в случае опубликования вводящей в заблуждение информации, выгодной работодателю или аудируемой организации, но не соответствующей мнению аудитора.
2.3. В процессе применения правил этики поведения у аудитора может возникнуть необходимость выявления неэтичного поведения других лиц или разрешения этических конфликтов. В случае возникновения серьезных этических вопросов аудитору следует руководствоваться политикой разрешения конфликтов, существующей в организации-работодателе. Если это не способствует разрешению конкретного конфликта, то необходимо рассмотреть следующие возможные меры:
2.3.1. обсуждение спорного вопроса с непосредственным начальником. Если с ним не удается решить проблему и аудитор принимает решение обратиться к руководителю на следующем, более высоком уровне, то об этом следует уведомить непосредственного начальника. Если создается впечатление о вовлеченности начальника в конфликтную ситуацию, то аудитору следует поднять этот вопрос на следующем, еще более высоком руководящем уровне. Если непосредственный начальник является главным исполнительным лицом (или занимает аналогичную должность), то вопрос на более высоком уровне могут рассматривать исполнительный орган, совет директоров, члены совета директоров, не наделенные исполнительными функциями, или акционеры;
2.3.2. обращение на конфиденциальной основе к независимому консультанту, аккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениям или в Совет по аудиторской деятельности при Минфине России с целью получения разъяснений в отношении возможных направлений действий;
2.3.3. если, несмотря на рассмотрение на всех уровнях внутри организации, конфликт не разрешен, то, когда речь идет о существенных вопросах (например, мошенничестве), в качестве крайней меры у аудитора может не остаться никакого иного выбора, кроме отказа от проведения аудита, а при необходимости доведение информации до сведения уполномоченных внешних организаций, таких, как правоохранительные или контролирующие органы.
2.4. Любой аудитор, занимающий высокую должность, должен стремиться к внедрению политики разрешения конфликтов в нанявшей его организации.

Статья 3. Профессиональная компетентность
3.1. Аудиторы не должны преувеличивать свои знания и опыт.
3.2. Профессиональную компетентность можно разделить на два самостоятельных этапа:
3.2.1. Достижение профессиональной компетентности. Для достижения профессиональной компетентности первоначально необходимо получение высшего общего образования, за которым следуют специальное образование, обучение и экзамены по профилирующим предметам и далее - практическая работа.
3.2.2. Поддержание профессиональной компетентности на должном уровне:
(1) для поддержания профессиональной компетентности на должном уровне необходимо постоянно следить за событиями, происходящими в аудиторской сфере деятельности, включая национальную и международную информацию по вопросам финансовой отчетности, аудита и иных соответствующих законодательных и нормативных требований;
(2) в процессе предоставления услуг аудитору следует руководствоваться принятыми правилами (стандартами) аудиторской деятельности, типовой программой проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также установленными требованиями к качеству работы;
(3) ежегодно повышать квалификацию в соответствии с программами, принятыми Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации.

Статья 4. Конфиденциальность
4.1. Аудиторы обязаны соблюдать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности аудируемой организации и работодателя, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг. Обязанность соблюдения конфиденциальности остается в силе даже после завершения отношений между аудитором и аудируемой организацией или работодателем.
4.2. Аудитор всегда должен соблюдать требование конфиденциальности, за исключением случаев, когда для раскрытия информации предоставлены специальные полномочия или при наличии юридической или профессиональной обязанности такого раскрытия.
4.3. Аудиторы обязаны обеспечивать соблюдение принципа конфиденциальности сотрудниками, работающими под их руководством, и лицами, оказывающими услуги и консультации.
4.4. Конфиденциальность не только означает обязанность сохранения информации от раскрытия, но и включает требование к аудитору, получающему информацию в ходе выполнения профессиональных услуг, не использовать эту информацию в личных целях или в интересах третьей стороны.
4.5. Аудитор имеет доступ к большому объему конфиденциальной информации о хозяйственной деятельности аудируемой организации или работодателя, не доступной общественности при иных обстоятельствах. В связи с этим необходима уверенность в том, что аудитор в случае отсутствия полномочий не раскроет информацию третьим лицам. Это не относится к раскрытию информации в целях надлежащего выполнения профессиональных обязанностей аудитора в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4.6. К основным профессиональным требованиям конфиденциальности относится неразглашение информации следующего характера:
4.6.1. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
4.6.2. сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
4.6.3. служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (служебная тайна);
4.6.4. сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, аудиторская, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
4.6.5. сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (коммерческая тайна);
4.6.6. сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
4.7. Раскрытие информации аудитором осуществляется в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. В случае если прямого указания на раскрытие информации действующим законодательством не предусмотрено, то информация может быть раскрыта при наличии соответствующего разрешения собственника информации, а при необходимости и контролирующих органов, обеспечивающих ее конфиденциальность.
4.8. При решении вопроса о возможности раскрытия конфиденциальной информации необходимо учитывать следующее:
4.8.1. Наличие разрешения на раскрытие. При наличии разрешения аудируемой организации или работодателя на раскрытие информации следует учитывать интересы всех сторон, включая третьи стороны, чьи интересы тоже могут быть затронуты, и иных лиц, несущих ответственность за конфиденциальные сведения.
4.8.2. Требования законодательства о тайне.
4.9. Если аудитор принял решение о возможности раскрытия информации, то необходимо учитывать следующее:
4.9.1. наличие и степень достоверности всех относящихся к делу фактов;
4.9.2. если имеются неподтвержденные факты и мнения, то при определении характера раскрытия информации (если оно необходимо) следует руководствоваться профессиональным суждением;
4.9.3. характер ожидаемого сообщения и его адресат. В частности, у аудитора должна быть уверенность в том, что стороны, которым направляется сообщение, являются надлежащими адресатами, обязанными действовать на его основании, и будет или нет аудитор нести юридическую ответственность за направление такого сообщения и за его последствия. Во всех таких ситуациях аудитору следует при необходимости обращаться за консультацией к юристу.

Статья 5. Налоговая практика
5.1. Аудитор, предоставляющий услуги по вопросам налогообложения, обязан предложить трактовки налогового законодательства. Эти услуги предоставляются с профессиональной компетентностью, что полностью гарантирует честность и объективность заключения аудитора.
5.2. Аудитор не должен заверять аудируемую организацию в том, что подготовленные им заключения и рекомендации не могут быть оспорены, выраженное им мнение не должно восприниматься как установленный факт.
5.3. Аудитору, который осуществляет проверку правильности формирования налогооблагаемой базы, начисления и уплаты налогов, а также готовит или оказывает содействие в подготовке налоговой декларации, следует информировать аудируемую организацию о том, что ответственность за содержание декларации лежит на аудируемой организации. Аудитор должен принять необходимые меры по обеспечению надлежащей подготовки своих заключений и рекомендаций на основе полученной информации.
5.4. В целях последующего хранения все рекомендации по вопросам налогообложения, высказанные аудируемой организации в отношении возможных последствий, следует оформить документально.
5.5. Аудитор не должен принимать участия в процессе подготовки заключений, в отношении которых могут появиться основания полагать, что они:
5.5.1. содержат ложное или вводящее в заблуждение утверждение;
5.5.2. содержат утверждения или информацию, представленную безответственно или без должной осведомленности относительно ее правдивости;
5.5.3. опускают или искажают данные об информации, представляемой в обязательном порядке, что может ввести в заблуждение налоговые органы.
5.6. Аудитор может подготовить налоговую отчетность, используя расчетные данные, если такое использование является общепринятым или если при данных обстоятельствах не представляется возможным получить точные сведения. Аудитор должен удостовериться в том, что в данных обстоятельствах использование расчетных данных является обоснованным.
5.7. При подготовке налоговой отчетности аудитор может опираться на информацию, предоставленную аудируемой организацией, при условии обоснованности такой информации. Однако ему следует, когда это уместно, получать дополнительные документы. Помимо этого аудитор:
5.7.1. должен пользоваться налоговыми декларациями аудируемой организации за предыдущие годы;
5.7.2. делать необходимые запросы, когда полученная информация представляется ему неверной или неполной;
5.7.3. должен получать сведения из бухгалтерских регистров и первичных документов.
5.8. Когда аудитор обнаруживает существенную ошибку или отсутствие сведений в налоговой декларации за какой-либо предшествующий год (к которой он мог иметь или не иметь отношение) или факт неподачи декларации, он обязан:
5.8.1. немедленно информировать аудируемую организацию об ошибке или пропуске и рекомендовать довести данную информацию до сведения налоговых органов. Обычно аудитор не обязан информировать налоговые органы, и он не может это сделать без разрешения;
5.8.2. в случае неисправления ошибки аудируемой организацией аудитор:
(1) обязан информировать аудируемую организацию о невозможности продолжать работу с данной декларацией или иной сопутствующей информацией, направленной в государственные органы;
(2) решить для себя вопрос о том, будет ли какое-либо дальнейшее сотрудничество с аудируемой организацией соответствовать его профессиональным обязанностям;
5.8.3. в случае решения аудитора о возможности продолжения профессионального сотрудничества с аудируемой организацией следует принять все разумные меры для предотвращения аналогичных ошибок в последующей налоговой отчетности.

Статья 6. Аудиторская деятельность, осуществляемая вне территории России
6.1. При применении этических требований в условиях аудиторской деятельности, осуществляемой вне территории Российской Федерации, а также осуществляемой на территории Российской Федерации в отношении иностранного юридического лица - нерезидента, на выполнение аудитором своих функций не должен влиять тот факт, является ли он членом аудиторского объединения только в России или также в стране предоставления услуг.
6.2. Аудитор, аттестованный в России, может жить в другой стране либо временно находиться там с целью оказания профессиональных услуг. При любых обстоятельствах аудитор обязан выполнять профессиональные функции в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности и этическими требованиями.
6.3. При оказании аудитором услуг за пределами России и при возникновении расхождений по каким-либо аспектам между этическими требованиями обеих стран он руководствуется следующими положениями:
6.3.1. если этические требования в стране предоставления услуг являются менее жесткими, чем предусмотренные данным Кодексом, то следует применять последние;
6.3.2. если этические требования в стране, где предоставляются услуги, являются более жесткими, чем предусмотренные данным Кодексом, то следует применять первые;
6.3.3. если этические требования в России являются обязательными при выполнении услуг за ее пределами и более жесткими, чем предусмотрено в пунктах 6.3.1 и 6.3.2 выше, то следует применять этические требования, существующие в России.

Статья 7. Обеспечение публичности
7.1. При доведении информации до сведения определенного или неопределенного круга лиц, а также в процессе маркетинга и продвижения своих кандидатур и услуг аудиторы:
7.1.1. должны воздерживаться от применения приемов и методов, которые могут дискредитировать профессию;
7.1.2. не должны преувеличивать присущие им квалификацию, опыт или виды услуг, которые они могут предоставить;
7.1.3. не должны пренебрежительно отзываться о работе других аудиторов.

Статья 8. Независимость
8.1. В интересах общества и в соответствии с требованиями данного Кодекса все аудиторы и аудиторские организации должны быть не зависимы от аудируемых организаций и третьих лиц.
8.2. Данная статья Кодекса устанавливает рамки для определения, оценки и реагирования на угрозу независимости. Помимо этого здесь изложены рамочные принципы, которыми должны руководствоваться практикующие аудиторы и аудиторские организации при выявлении угрозы независимости и оценке их значимости. Если угроза является существенной, то им следует предусмотреть и использовать меры предосторожности для ее исключения или сведения до приемлемого уровня. Для определения соответствующих мер предосторожности необходимо делать оценочные суждения. Принятие некоторых мер предосторожности приводит к устранению угрозы, в то время как другие могут свести ее до приемлемого уровня. Аудиторам и аудиторским организациям предлагается применять принципы к конкретным рассматриваемым ситуациям.
8.3. Примеры, приведенные в данной статье, призваны лишь проиллюстрировать применение принципов, и их не следует рассматривать или толковать как полный перечень всех обстоятельств, способных привести к возникновению угроз независимости. Следовательно, аудиторам и аудиторской организации недостаточно действовать согласно приведенным здесь примерам, скорее, им следует применять содержащиеся в данной статье принципы к конкретным обстоятельствам, в которых они находятся.
8.4. Концептуальный подход к независимости. Под независимостью подразумевается:
8.4.1. независимость мышления. Такой образ мышления, который позволяет составить суждение, не зависящее от влияния сторонних факторов, могущих скомпрометировать профессионализм такого суждения, и который позволяет лицу действовать добросовестно и объективно на основе знания законодательства;
8.4.2. независимость поведения - избежание фактов или обстоятельств, которые настолько значимы, что разумная и информированная третья сторона, получившая информацию, включая любые меры предосторожности, могла бы поставить под разумное сомнение порядочность, объективность аудитора или аудиторской организации.
8.5. Термин "независимость" в каждом случае его применения может иметь различное толкование, поскольку можно предположить, что лицо, высказывающее профессиональное суждение, должно быть свободно от всех экономических, финансовых и иных отношений. Но это невозможно, поскольку каждый член общества поддерживает отношения с другими лицами. Поэтому оценку значимости экономических, финансовых и иных отношений следует проводить с позиций того, что разумная и информированная сторона, располагающая всей надлежащей информацией, обоснованно сочтет неприемлемым.
8.6. Поскольку разные обстоятельства или их комбинации могут оказывать влияние на заинтересованных лиц, то невозможно перечислить все ситуации, создающие угрозу независимости, и определить все меры, подходящие для исправления ситуации. Помимо этого проверки могут быть самого разного свойства, следовательно, и угрозы могут быть разными, требующими использования соответствующих мер предосторожности. В связи с этим в интересах общественности следует определить концептуальные рамки, обязывающие аудитора и аудиторские организации выявлять, оценивать и решать проблемы, связанные с угрозами независимости, а не только выполнять набор каких-то правил, которые могут быть выбраны произвольно или установлены законом.
8.7. В основе данной статьи лежит именно такой концептуальный подход, учитывающий угрозы независимости, принимаемые меры предосторожности и общественные интересы. В соответствии с ним аудиторы и аудиторские организации обязаны определять и оценивать обстоятельства и отношения, создающие угрозы независимости, и с помощью мер предосторожности предпринимать соответствующие действия по их устранению или сведению до приемлемого уровня. Помимо выявления и оценки отношений между аудиторской организацией и аудируемой организацией следует рассматривать и вопрос о том, не создают ли угрозу независимости отношения между лицами, не входящими в число сотрудников аудируемой организации.
8.8. В данной статье устанавливаются рамочные принципы, которыми должны руководствоваться аудиторы и аудиторские организации, когда они выявляют угрозу независимости, оценивают ее значимость, и, если она существенна, предусматривают и используют меры предосторожности для ее устранения или снижения до приемлемого уровня, с тем чтобы независимость мышления и оценки внешних факторов не были скомпрометированы.
8.9. Принципы, изложенные в данной статье, применяются при проведении всех проверок. Характер угрозы независимости и применимые меры предосторожности, необходимые для ее устранения или снижение до приемлемого уровня, варьируются в зависимости от особенностей конкретного задания: является ли оно в соответствии с законодательством аудиторским или сопутствующим аудиту; если это не аудиторское задание, то каковы его цели, предмет и предполагаемые пользователи отчета. Поэтому при решении вопроса о возможности принятия задания или продолжения его выполнения следует проанализировать все относящиеся к этому заданию обстоятельства, их характер и возможность возникновения угрозы независимости мышления, а также необходимые меры предосторожности и решить вопрос об участии конкретных лиц в выполнении задания.
8.10. Аудиторские заключения предоставляют информацию широкому кругу потенциальных пользователей, поэтому помимо независимости мышления особо важное значение имеет независимость поведения. Следовательно, при работе с аудируемыми организациями аудиторы должны быть не зависимыми от них.
8.11. Если для аудируемой организации готовится отчет о проверке, специально предназначенный для ограниченного круга лиц, то считается, что эти пользователи осведомлены о его целях, предмете и ограничениях в силу своего участия в определении характера и объема задания для организации, выполняющей проверку. Эта осведомленность и связанные с ней более широкие возможности организации при обмене информацией о мерах предосторожности, применяемых всеми пользователями отчета, повышают эффективность этих мер в вопросах защиты независимости поведения.
Положения этой статьи следует применять при оценке независимости аудиторов, их близких родственников и членов семей. Однако если у аудиторской организации имелась существенная прямая или косвенная финансовая заинтересованность в аудируемой организации, то угроза личной заинтересованности будет настолько существенной, что никакие меры предосторожности не смогут свести ее до приемлемого уровня.
8.12. Соответственно:
8.12.1. при проведении аудиторских проверок, а также контроля качества оказываемых услуг аудиторы и аудиторские организации должны быть не зависимы от аудируемых организаций;
8.12.2. при оказании аудируемой организации сопутствующих аудиту услуг, когда круг пользователей отчетом специально не ограничен, аудиторы должны быть не зависимы от аудируемой организации;
8.12.3. при проведении проверок, не относящихся к обязательному аудиту, когда отчет специально предназначен для ограниченного круга лиц, аудиторы должны быть не зависимы от аудируемой организации. Помимо этого аудиторская организация не должна иметь существенной прямой или косвенной финансовой заинтересованности в аудируемой организации.
8.13. Примеры требований в отношении независимости при проведении проверок и оказании услуг:
8.13.1. аудитор или аудиторская организация должны учитывать интересы и отношения родственных компаний проверяемых организаций. Такие отношения и интересы следует выявлять заранее. Когда при работе с другими проверяемыми организациями у аудитора есть основания полагать, что для оценки независимости от аудируемой организации важна какая-либо из его родственных компаний, то в ходе такой оценки и решения вопросов о применении мер предосторожности аудитору следует принимать ее во внимание;
8.13.2. оценка угрозы независимости и последующие действия должны основываться на данных, полученных до заключения договора и в ходе его выполнения. Обязанность проведения такой оценки и принятия соответствующих мер возникает в том случае, когда аудитор или аудиторская организация информированы или можно разумно предположить, что они информированы об обстоятельствах или отношениях, способных скомпрометировать независимость. Аудиторская организация или отдельное лицо могут неумышленно нарушить положения данной статьи. Обычно такое неумышленное нарушение не ставит под сомнение независимость проверяющего от аудируемой организации при условии, что аудиторская организация проводит надлежащую политику контроля качества и процедуры поощрения независимости, а также быстрого исправления выявленных нарушений с использованием всех надлежащих мер предосторожности.
8.14. Цель настоящей статьи заключается в оказании содействия аудиторам и аудиторским организациям в решении следующих вопросов:
8.14.1. выявление угроз независимости;
8.14.2. выделение из их числа угроз явно незначительного характера;
8.14.3. определение и использование надлежащих мер предосторожности для устранения и сведения угроз до приемлемого уровня, если они представляются существенными. Если никакие меры предосторожности не могут свести угрозы до приемлемого уровня, единственно возможными действиями могут быть устранение заинтересованности, создающей угрозу, либо отказ от оказания аудиторских услуг или от предложения продолжить их оказание.
8.15. Если угроза независимости явно несущественна и аудитор или аудиторская организация решают заключить договор на оказание услуг или продолжить его выполнение, то такое решение следует оформить документально. В рабочем документе необходимо охарактеризовать все выявленные угрозы и меры предосторожности, принятые с целью их устранения или снижения до приемлемого уровня.
8.16. При оценке существенности угроз независимости и мер предосторожности, необходимых для их сведения до приемлемого уровня, необходимо учитывать интересы общественности. Некоторые организации могут представлять для общественности большой интерес, поскольку в связи с характером и масштабом их деятельности или корпоративным статусом очень широк круг заинтересованных лиц.

Угроза независимости
8.17. Потенциальную угрозу независимости представляют личная заинтересованность, заступничество, близкое знакомство и шантаж.
8.18. "Угроза личной заинтересованности" возникает, когда аудитор или аудиторская организация имеет возможность получить какие-то выгоды от наличия финансовой заинтересованности в аудируемой организации или в иных случаях конфликта личных интересов с интересами аудируемой организации. К примерам ситуаций, в которых может возникнуть такая угроза, в частности, относятся:
8.18.1. наличие прямой финансовой заинтересованности или существенной косвенной финансовой заинтересованности в аудируемой организации;
8.18.2. предоставление кредитов или гарантий аудируемой организации или любому из членов ее Совета директоров (Наблюдательного совета) или должностных лиц или получение от них кредитов или гарантий;
8.18.3. существенная зависимость от общего размера гонорара, получаемого от аудируемой организации;
8.18.4. тесные деловые отношения с аудируемой организацией;
8.18.5. возможность получения работы на предприятии (организации) аудируемой организации;
8.18.6. зависимость размера гонорара от результата проверки.
8.19. Необходимость самоконтроля возникает, когда:
8.19.1. при подготовке заключений по результатам аудита необходимо перепроверить какие-либо результаты или выводы, сделанные в ходе предыдущих проверок или иных заданий;
8.19.2. когда аудитор прежде был членом Совета директоров, должностным лицом или работником аудируемой организации, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на предмет проверки.
К примерам ситуаций, в которых может возникнуть такая необходимость, в частности, относятся:
(1) аудитор является или недавно являлся членом Совета директоров или должностным лицом аудируемой организации;
(2) аудитор является или недавно являлся работником аудируемой организации, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на вопросы, рассматриваемые в ходе аудита;
(3) оказание аудируемой организации услуг, прямо влияющих на вопросы, рассматриваемые в ходе аудита;
(4) подготовка исходных данных, используемых для составления финансовой (бухгалтерской) отчетности или других документов, представляющих собой предмет проверки.
8.20. "Угроза заступничества" возникает, когда аудитор или аудиторская организация отстаивает позицию или точку зрения аудируемой организации (или когда может сложиться впечатление, что аудиторская организация или аудитор отстаивает такую позицию или точку зрения) в такой степени, что это может отрицательно повлиять на объективность суждения аудитора или аудиторской организации или вызвать сомнения в их объективности. Это происходит, когда проверяющие ставят свое суждение в зависимость от желания аудируемой организации.
8.21. "Угроза близкого знакомства" возникает, когда в силу тесных деловых отношений с аудируемой организацией, ее Советом директоров, должностными лицами или работниками аудиторская организация или аудитор начинают с излишней симпатией относиться к интересам аудируемой организации.
К примерам ситуаций, в которых может возникнуть такая угроза, в частности, относятся:
(1) член семьи или близкий родственник аудитора является членом Совета директоров или должностным лицом аудируемой организации;
(2) член семьи или близкий родственник аудитора является работником аудируемой организации, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на вопросы, рассматриваемые в ходе аудита;
(3) бывший работник аудиторской организации является членом Совета директоров, должностным лицом или работником аудируемой организации, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на вопросы, рассматриваемые в ходе аудита;
(4) существование длительных отношений между руководителем аудиторской проверки и аудируемой организацией;
(5) получение подарков или знаков гостеприимства существенной стоимости от аудируемой организации, ее Совета директоров, должностных лиц или работников.
8.22. "Угроза шантажа" наступает, когда появляется возможность путем (фактических или возможных) угроз со стороны Совета директоров, должностных лиц или работников аудируемой организации не дать аудитору исполнять свои обязанности объективно и с необходимым профессиональным скептицизмом.
К примерам ситуаций, в которых может возникнуть такая угроза, в частности, относится давление со стороны аудируемой организации, оказываемое с целью необоснованного сокращения объема работ для снижения размера оплаты услуг.

Меры предосторожности
8.23. Аудиторы обязаны сохранять свою независимость, учитывая условия, в которых они работают, наличие угроз для их независимости и доступность мер предосторожности, позволяющих устранить такие угрозы или свести их до приемлемого уровня.
8.24. Когда угрозы выявлены и если они существенны, то необходимо определить и использовать соответствующие меры предосторожности с целью их устранения или сведения до приемлемого уровня. Такое решение должно быть документально оформлено. Характер применяемых мер предосторожности зависит от обстоятельств. Всегда следует учитывать, что именно может счесть неприемлемым разумная и хорошо информированная третья сторона, имеющая всю уместную информацию, в том числе об используемых мерах предосторожности. На ее мнение влияют такие факторы, как значимость угрозы, характер проверки, круг предполагаемых пользователей отчета о проверке и структура управления аудиторской организацией.
8.25. Меры предосторожности можно подразделить на три категории:
8.25.1. меры предосторожности, предусмотренные профессиональными нормами, законами или нормативными актами;
8.25.2. меры предосторожности, предусмотренные в структуре управления и процедурах принятия решений аудируемой организации;
8.25.3. меры предосторожности, существующие в структуре управления самой аудиторской организации и зало

Возврат к списку