Аудиторское заключение

Составление аудиторского заключения, которое бы полностью соответствовало всем МСА представляет собой не простую задачу.

Прежде всего, это связано с тем, что его форма и содержание регулируется несколькими МСА:

  •  МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»;
  • МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении»;
  • МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении;
  • МСА 706 (пересмотренный) «Разделы «важные обстоятельства» и «прочие сведения» в аудиторском заключении»;
  • МСА 710 «Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»;
  • МСА 720 (Пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации»;
  • МСА 570 «Непрерывность деятельности».

2020-01-09_16-46-33.png

Условия составления аудиторского заключения (РД Z410).

   В зависимости от особенностей аудируемого предприятия и результатов аудита меняется и форма заключения. Предусмотреть все возможные варианты невозможно и поэтому в программе AuditXP предлагаются следующие возможные условия составления заключения.

1. Вид заключения:

  • немодифицированное;
  • мнение с оговоркой;
  • отрицательное мнение;
  • отказ от выражения мнения.

Если мнение немодифицированное, основная форма соответствует примерам, рассматриваемым в МСА 700.

МСА 700 п.10 Аудитор должен сформировать мнение о том, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности».

При модифицированном мнении форма заключения должно соответствовать положениям МСА 705.

2. Надзор над составлением отчетности.

Возможные варианты:

  • ЛОКУ;
  • не ЛОКУ (другое);
  • руководитель и ЛОКУ одно лицо.

МСА 700 п.33 «Аудиторское заключение должно включать раздел, озаглавленный «Ответственность руководства за финансовую отчетность». В аудиторском заключении должен быть использован термин, согласно правовому регулированию конкретной юрисдикции, а использование термина «руководство» не является обязательным. В некоторых юрисдикциях может быть приведено указание на лиц, отвечающих за корпоративное управление».

3. Аудируемое лицо является организацией, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Если да, то появляется раздел Ключевые вопросы аудита.

МСА п.30.  «В случае аудита полного комплекта финансовой отчетности общего назначения организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, аудитор должен в аудиторском заключении сообщать информацию о ключевых вопросах аудита в соответствии с МСА 701».

4. Существенная неопределенность в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность.

Если да, то появляется раздел «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности».

МСА 570 п.22. «Если информация о существенной неопределенности раскрыта адекватно в финансовой отчетности, аудитор должен выразить немодифицированное мнение и в аудиторское заключение должен быть включен отдельный раздел под заголовком «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности», чтобы (см. пункты A28–A31, A34):

a) привлечь внимание к примечанию в финансовой отчетности, в котором раскрывается информация, указанная в пункте 19;

(b) констатировать, что данные события или условия указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, и что аудитор выразил немодифицированное мнение по этому вопросу …». 

   «п.23.Если информация о существенной неопределенности не раскрыта адекватно в финансовой отчетности, аудитор должен:

 (a) выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение, в зависимости от обстоятельств, в соответствии с МСА 705 (пересмотренным); 

b) в аудиторском заключении в разделе «Основание для выражения мнения с оговоркой (отрицательного мнения)» констатировать наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, и указать, что информация по данному вопросу не раскрыта адекватно в финансовой отчетности».

5. Прочие сведения.

Если они есть, то появляется раздел «Прочие сведения».

МСА 706 п.10 «Если аудитор считает необходимым довести до сведения пользователей финансовой отчетности вопрос, который не представлен или не раскрыт в данной отчетности, но который, согласно суждению аудитора, имеет значение для понимания пользователями финансовой отчетности процесса и результатов аудита, обязанностей аудитора или содержания аудиторского заключения, то аудитор должен включить в аудиторское заключение раздел «Прочие сведения», при условии, что:

а) это не запрещено законом или нормативным актом;

б) вопрос не был определен как ключевой вопрос аудита, информация о котором должна быть сообщена в аудиторском заключении, в случаях, к которым применим МСА 701».

Примером таких сведений может быть информация о том, что аудит за предыдущий период проводился не нами.

6. Организация публикует свою отчетность.

Если да, то первый абзац включает текст «…включая краткий обзор основных положений учетной политики».

Мы исходим из того, требование включения в комплект бухгалтерской отчетности обзора учетной политики относится только к организациям, публикующим свою отчетность.